Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов

zapi4

Вопрос:

Просим Вас разъяснить, необходимо ли лицам, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, и прошедшим проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в качестве ответственного за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, дополнительно проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в части обслуживания грузоподъёмных кранов?

Ответ:

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, согласно которому первичную и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора проходят, среди прочих, как руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами, так и лица, ответственные
за безопасную эксплуатацию.

Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г.
№ 66, установлено, что:

для обеспечения безопасности работ при обслуживании и ремонте грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится обслуживание грузоподъемного крана;

при проведении владельцем работ по обслуживанию грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

Таким образом, указанным пунктом Правил специализированным организациям, являющимся владельцами грузоподъемных кранов, предоставлено право проводить обслуживание принадлежащих этим организациям кранов под руководством лица, ответственного
за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии. При этом, инструкция для этого ответственного лица должна содержать обязанности по руководству работами, в том числе по обслуживанию грузоподъемных кранов, а также необходимо наличие протокола, подтверждающего прохождение в установленном порядке проверки знаний в объеме для этого ответственного лица. При соблюдении указанных условий лицо, ответственное за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, фактически осуществляет функции ответственного за ведение работ по обслуживанию грузоподъемных кранов.

Учитывая изложенное, требования, предъявляемые к субъектам промышленной безопасности, выполняющим работы по обслуживанию
собственных грузоподъемных кранов и оказывающим услуги сторонним организациям, отличаются.

По информации, указанной в обращении Ваша организация имеет специальное разрешение (лицензию) на право обслуживания грузоподъемных кранов (краны мостового типа, управляемые из кабины; краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъемностью более 1 тонны; приборы и устройства безопасности) без ограничений по возможности оказания услуг сторонним организациям.

В том случае, если Ваша организация
не претендует на оказание услуг по обслуживанию грузоподъемных кранов, указанных в специальном разрешении (лицензии), сторонним организациям, ему необходимо в установленном порядке внести соответствующие изменения в лицензию, что даст право выполнять работы по обслуживанию грузоподъемных кранов, принадлежащих её под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом, без дополнительной проверки у этого лица знаний в части обслуживания грузоподъемных кранов.

В случае сохранения вышеуказанной лицензии в неизменном виде, прохождение дополнительной проверки знаний обязательно.

тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих).

Вопрос:

Подлежат ли учёту и регистрации в Госпромнадзоре нижеперечисленные подъёмники:

самоходный ножничный подъёмникJLG 500RTS;

самоходный ножничный подъёмникLIFTLUXSL205;

самоходный ножничный подъёмникGENIE 4390;

самоходный телескопический подъёмникGENIES65;

самоходный телескопический подъёмникGENIES45;

самоходный телескопический подъёмникGROVEMZ 116B;

самоходный коленчатый подъёмникNIFTYLIFT 170 HAC;

самоходный коленчатый подъёмникSKYJACKSJLB 12T;

самоходный коленчатый подъёмникJLG 450;

самоходный коленчатый подъёмникJLG 510 AJ;

самоходный коленчатый подъёмникGENIEZ 60-34;

самоходный коленчатый подъёмник HAULOTTEHA 16PX?

Ответ:

Регистрации в Госпромнадзоре подлежат подъемные сооружения, отнесенные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности» (далее – Закон) к опасным производственным объектам, к потенциально опасным объектам (далее – ПОО).

В части подъемников согласно подпункту 5.4 пункта 5 Перечня потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности Приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» к ПОО отнесены подъемники строительные грузопассажирские. В соответствии с пунктом 7 Правил
по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации лифтов и строительных грузопассажирских подъемников, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 01.03.2011 № 18, подъемник строительный грузопассажирский – это временно устанавливаемое опорное подъемное оборудование с электрическим или гидравлическим механизмом подъема, обслуживающее определенные этажи, имеющее кабину, предназначенную для перевозки лиц с грузами или без грузов, перемещающуюся по направляющим, отклонение которых от вертикали не более 15°.

С учётом изложенного, указанные в Вашем обращении подъёмники различных марок самоходные (ножничные, телескопические, коленчатые), а также прицепные коленчатые подъемники, фотографии которых приложены
к обращению, не содержат описанных признаков, следовательно,
не относятся к ПОО, не подлежат государственному надзору в области промышленной безопасности и регистрации в Госпромнадзоре.

Вопрос:

Какие требования предъявляются к разработчику проекта производства работ с точки зрения наличия специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности?

Какие требования предъявляются к разработчику проекта производства работ, в котором прорабатываются вопросы по подготовке площадки под установку грузоподъёмного крана?

Ответ:

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь
от 1 сентября 2010 г. № 450, и Перечнями потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, определенными Приложением 2 к Закону Республики Беларусь  от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, для выполнения работ (оказания услуг) по разработке проекта производства работ грузоподъемными кранами лицензия на деятельность в области промышленной безопасности не требуется.

Требования к организациям, разрабатывающим проекты производства работ, установлены пунктами 9.3 и 11.1 ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 396. Так же при разработке проектов производства работ необходимо учитывать требования пункта 421 Правил
по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66.

Вопрос:

В связи с необходимостью разработки паспортов на существующие тупиковые упоры грузоподъёмных кранов и для определения возможности изготовления паспортов собственными силами, просим дать разъяснения по следующим вопросам:

  1. Какими разрешительными документами (лицензия, аттестат, сертификат) должна обладать организация для расчёта крановой нагрузки и разработки конструкторской (или проектной ) документации на тупиковые упоры? Какие квалификационные требования предъявляются к персоналу, занятому разработкой паспортов на тупиковые упоры?
  2. Какими нормативными документами должна руководствоваться организация при разработке паспортов на тупиковые упоры?
  3. Паспорт тупикового упора должен содержать утверждённый акт обследования упора и наименование организации, проводившей обследование. Какими документами (программа, методика) регламентируются методы обследования (диагностики) тупиковых упоров и их объём? Кто допускается к обследованию тупиковых упоров (требования к квалификации персонала и разрешительные документы организации)?
  4. Существует ли порядок испытания тупиковых упоров и какими нормативным документом он устанавливается?

Ответ:

Требование о паспортизации тупиковых упоров, установленных
на крановых путях, содержащееся в пункте 39 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), внесено в Правила с целью предупреждения случаев аварийности и травматизма по причинам неисправности и (или) несоответствия установленных тупиковых упоров крановым нагрузкам.

В ряде случаев в ситуации, когда отсутствуют эксплуатационные документы изготовителя тупиковых упоров, установленных на крановых путях, монтаж, эксплуатация (включая контроль технического состояния, обслуживание и ремонт) этих тупиковых упоров осуществляется
не квалифицировано, без соблюдения технических параметров по крановым нагрузкам, воздействующим на тупиковые упоры, с применением неправомерных способов и методов их установки, без определенной периодичности осуществления осмотров при отсутствии браковочных показателей и других требований, что в критических обстоятельствах является причиной аварий и инцидентов, нередко сопровождающихся травмированием персонала.

В том случае, когда восстановить паспорта на тупиковые упоры силами их изготовителя не представляется возможным, технические параметры тупиковых упоров по допустимым крановым нагрузкам,
а следовательно – назначение, тип и размерную группу кранов,
для предотвращения схода которых с рельсового пути могут быть использованы упоры, требования к их техническому состоянию, возможность установки с учетом действующих нагрузок, порядок выбраковки, конкретные меры безопасности могут быть определены после выполнения натурных обследований, включающих неразрушающий контроль, определение химического состава металла и др., проведения соответствующих расчетов и испытаний.

Указанные расчеты должны быть проведены по нормативам, используемым в строительной отрасли, что соответствует требованиям пункта 37 Правил, согласно которому устройство кранового пути должно производиться по проекту, разработанному изготовителем грузоподъемного крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления соответствующего вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252. Оптимально, если указанными проектными организациями разработаны паспорта тупиковых упоров.

В тоже время, если по каким-либо причинам отсутствуют разработанные указанными проектными организациями паспорта тупиковых упоров, пунктом 39 Правил дано право владельцам грузоподъемного крана произвести самим такую разработку. При этом предшествующие этой разработке обследования и испытания тупиковых упоров должны производиться на основе разработанной и апробированной в установленном порядке методики обследования и испытаний тупиковых упоров. Разработку указанной методики могут осуществить организации, имеющие персоналсоответствующей квалификации (конструктора (проектировщики), технологи, при участии лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов), а также материально-техническую базу (оснащенный соответствующим образом полигон (участок) для испытаний, средства и инструменты для проведения измерений и т.п.), позволяющие обеспечить выполнение комплекса работ по обследованию, испытаниям и разработке эксплуатационной документации тупиковых упоров (паспорт как часть конструкторской документации на изделие). Указанная методика, как правило, содержит порядок и объем, а также методы обследования тупиковых упоров, требования к персоналу, проводящему обследование и испытания, и его численность. Соответственно выполнение таких работ
как неразрушающий (разрушающий) контроль основного металла и сварных соединений, определение химического состава металла и т.п. должно проводиться организациями, имеющими в своем составе аккредитованные в установленном порядке на проведение этих работ подразделения.

В качестве пособия для разработки указанных методик могут быть использованы материалы РД 50:48:0075-02-05 Научно-производственного центра «Путь К», г. Москва, адаптированные под действующее в Республике Беларусь законодательство.

Принимая во внимание отсутствие в Правилах требований к форме
и содержанию паспорта на тупиковые упоры, рекомендуем форму паспорта тупикового упора, которую целесообразно использовать при разработке конструкторской документации на изготовление тупиковых упоров или проведении работ по паспортизации имеющихся упоров.

passport 1

passport 2

 

 

Старший государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

Гомельского ОУ Госпромнадзора                                 П.Н.Скоростецкий